23 ноября 2013 года на сцене Телетеатра
любительский театр «Маленькая сцена» представил пьесу «За закрытыми дверями» по
одноимённой пьесе Жана-Поль Сартра. Написанная в 1943 году, эта пьеса является
одной из самых репертуарных пьес Сартра. И мы задались вопросом, почему же
театральная молодёжь Днепропетровска берёт в свой репертуар столь сложный и интересный
материал? Почему произведения Сартра так
будоражат молодые умы вот уже на
протяжении 70 лет? Что хотят открыть для себя молодые люди в творчестве
Жана-Поль Сартра, французского философа, представителя атеистического
экзистенциализма, писателя, драматурга, эссеиста и педагога?
Вернёмся в 1929 год. Париж, Франция. В одном
из многочисленных кафе Латинского квартала едва ли не ежедневно шумела
экзотическая компания молодых французов. Одеты они были неряшливо. От них несло
пивом и крепким табаком. На фоне добропорядочных посетителей они выглядели
вызывающе. Но, это были юные интеллектуалы привилегированной высшей школы «L’ École normale». Шумели они о таких вещах, которые
любого обывателя тут же отпугивали. Субстанция и трансценденция – самые
безобидные слова из лексикона этих небожителей. Среди этих молодых людей –
Жан-Поль Сартр – уже в недалёком будущем, один из самых ярких представителей
атеистического экзистенциализма.
Так в чём же пытается разобраться молодёжь
нынешняя и времён молодого Сартра? Что хотят понять? Ведь экзистенциали́зм, или
философия существования — это особое направление в философии XX века,
акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека. В чистом виде
экзистенциализм как философское направление никогда не существовал.
Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так
как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания
отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого. Эта противоречивость
является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к
экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом.
Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, и был
Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это
гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления
отдельных мыслителей начала XX века. Согласно экзистенциальному психологу и
психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а
скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное
измерение современного западного человека, изображающее психологическую
ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических
трудностей, с которыми он сталкивается. Человек является способным мыслить и
осознавать своё бытие, а, следовательно, рассматривается в экзистенциализме как
ответственный за своё существование. Человек должен осознавать себя и быть
ответственным за себя, если он хочет стать самим собой. И, возможно, именно поэтому
молодёжь обращается к философии существования. Именно, тогда, когда только
начинается настоящее понимание жизни, когда человек находится в поиске,
пытается разобраться в самом себе, ищет своё место в жизни, пытается понять
устройство общества и учится строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Но вернёмся в …1999 год. Будущий директор
и художественный руководитель Днепропетровского городского театра, а тогда –
тележурналист ДОДТРК и выпускница факультета театральной режиссуры Киевского
института культуры им. Карпенко-Карого Ольга Волошина снимала свою дипломную
работу. Жан-Поль Сартр. Пьеса… «За закрытыми дверями»… Тогда, в театральных
кругах Днепропетровска этот телеспектакль произвёл резонанс. Общественный
просмотр телеспектакля состоялся в областном управлении культуры, которое в те
годы возглавляла Валентина Тальян. И тогда, после этого первого просмотра,
актриса Людмила Вершинина и режиссёр Виталий Ковалевский отметили, что
драматургию такого уровня в днепропетровских театрах ещё не брали. А профессор
Никитина, в своей рецензии к этой дипломной работе написала, что по этому
телеспектаклю можно преподавать экзистенциализм
студентам в ВУЗах. И вот, спустя 14 лет в Телетеатре снова Жан-Поль Сартр. «За
закрытыми дверями». И режиссёр спектакля – бывшая участница драмкружка, который
15 лет назад вела…Ольга Волошина в одной из школ Днепропетровска. Так почему же
всё-таки Сартр? Наверное, потому, что человек всегда стремится осознать себя и
стать самим собой.
А закончить статью мне хотелось бы
небольшой рецензией к пьесе Сартра «За закрытыми дверями», взятой в интернете.
«…Произведение «За закрытыми дверьми» можно провозгласить квинтесенцией
экзистенциальных принципов, выраженных в такой светской форме, как театральная
пьеса. И есть в этом своя, особая ирония, по-человечески злая и жестокая, но
только так возможно противопоставить зрителя и читателя персонажу, чтобы сквозь
театральный занавес промелькнули обломки собственных лживых идеалов и обрывки
двуличных масок.
Можно обвинять Сартра в пессимизме, а
главное в мизантропии, как и все экзистенциальное течение в намеренном
принижении духовного в человеке, в отрывании его от силы, что якобы движет им и
управляет, той силы, что он зовет в себе богом. Экзистенциализм же ставит
человека лицом к лицу с самим собой, обрывая с него, как капустные листья, все
его маски и вот он уже повержен тем бесконечным одиночеством, что обрекает его
на вечную свободу, на свободу быть самим собой, тем – кем он быть никогда не
сможет, потому что слишком слаб для этого.
Трое персонажей, запертых в условной
комнате, обречены на бесконечное существование друг с другом. Они заведомо
кардинально разные, абсолютно не совместимые друг с другом в этой социальной
среде, которую сами образовали, они призваны отравлять существование друг
друга. Две женщины и мужчина, каждый имеет свою тайну, и каждый выдает себя за
того, чей образ они старательно взращивали в глазах окружающих там, в их земной
жизни. После себя они оставили людей, которые знали их только с той одной
стороны, которую им было удобно им демонстрировать, так строился их образ – то,
что они хотели из себя представлять искажалось восприятием других людей, и на
выходе получался совершенно другой человек. Здесь же, в этой комнате, нет
причин играть роли, потому что ты словно находишь в окружении зеркал, которые
выявляют истинную сущность, пропитанную ложью и самообманом.
Использовав абсолютно христианское понятие
"ада", Сартр полностью изменил концепцию данного термина, убрав
сомнительный эффект нерациональных декораций этого главного страха для каждого
верующего, заменив жар адского пламени на обстановку, в которой человек
оказывается лицом к лицу с самим собой. Но, прежде чем у человека хватит
смелости действительно заглянуть в собственную сущность, в дело рук своих, он
поймет, сколь лживо было то, как на протяжении всего своего существования он
определял себя в глазах других как социальную единицу, незаменимую в своей
эгоистической независимости. Это определение и приводит его к тому, что толкает
на ошибки, заставляя прежде всего самого человека убеждаться в том, что он
необходим окружению, кем он никогда не являлся, он встретится с каждой своей
маской и каждая спадет с него, оставив в конце его голым, как примитивного
червя, жизнь которого и состоит в том, что он обычный червь, без налета
социальной ответственности, которой он прикрывался в течении всей своей жизни.» Текст статьи - Наталья Огородняя
|