Середа, 2024-04-24, 22:34
Приветствую Вас Гість

Блог

Главная » 2014 » Грудень » 18 » Страсти по подснежникам
00:30
Страсти по подснежникам

СТРАСТИ ПО ПОДСНЕЖНИКАМ

«Ночь святого Валентина» А.Марданя в Телетеатре. Заслуженный деятель искусств Украины, режиссер Виталий Денисенко поставил абсолютно европейский, конкретно камерный спектакль. Двухактная партитура А.Марданя реально сжимается в смысловом и подтекстовом планах, ибо события пьесы здесь спрессованы в мелодраматический дайджест, на рефлексию, эмоциональную оценку зрителя и критика остается совсем чуть-чуть времени. Действие движется кинематографической сменой картин, без пауз, благодаря несменяемой условной  сценографической конструкции. Визуальный горизонт и боковые кулисы становятся единым экраном для проекций, обозначая место действия: дом Саши и ее Супруга, жилище «счастливых несчастливцев». А что? Героиня имеет все, что по меркам современного социума подтверждает статус обеспеченного человека: бриллианты в пять каратов, дочь за рубежом, свободные деньги, конкретного мужа. И… кризис красивой женщины среднего возраста.

Это спектакль, убежденно задуманный и убедительно сочиненный именно для массового зрителя и массового успеха. Но, подчеркнем, качественный спектакль для массового зрителя. С ясными характерами, интеллигентной осанкой, четким сюжетом, открытыми эмоциями. Режиссер В.Денисенко, конечно, в качестве аналитика семейно-любовных отношений – та еще фигура. На его счету, пожалуй, сотни поставленных сценических историй в самых престижных театрах, которые не раз заставляли сердца учащенно биться: любовь, адюльтер, слабая надежда на взаимопонимание, «водопады чувств и эмоций». Все это, как нельзя лучше соответствует духу «Ночи святого Валентина».

Ольга Волошина – Саша. Она заказала мужу-бизнесмену подснежники в ночь святого Валентина. Наверное, именно подснежники и есть полноправным персонажем мелодрамы и одним из самых впечатляющих образов. Подснежники, которые отправился искать муж (Олег Фитингоф) и неожиданно принес инфернальный незнакомец Валентин, как бы  поворачиваются к зрителям, то  заиндевевшими от мороза лепестками, то уютным миром воспоминаний бывших одноклассников. И как будто бы живут собственной жизнью. Любовный треугольник этой мелодрамы следует, пожалуй, охарактеризовать так: «Саша – ее мужчины - подснежники». Но одной из главных сцен и впечатляющим образом спектакля станет финальный голос: ночь не спешила уходить. Из дома с флюгером торопливо вышла женщина. Она села за руль машины и выехала из поселка. Машина мчалась все быстрее. Казалось, она вот-вот оторвется от земли и полетит. На подъезде к аэропорту машина не вписалась в поворот и, слетев с обледенелой дороги, врезалась в дерево. Экспертиза установила, что женщина уснула за рулем. Вскоре пригрело солнце, растаял снег, и в лесу расцвели подснежники.

Героиня Ольги Волошиной - драматична. Слабость, душевная размягченность, неопределенная зыбкость контуров ей несвойственна. Скрытый драматический пафос придает ей силу, значительность даже в сомнениях, колебаниях, ошибках. Она может быть наивна, слепа, надменна, захлестнута повседневностью, смешна и нелепа.  Но за этим видимым, внешним, поверхностным всегда у Волошиной слышен глубокий и сильный голос человека, личности, во всем самобытной, независимой, подчиненной не механическим нормам, а свободному чувству. Да, ее Саша может заблуждаться (ах, как хочется именно подснежников), совершать глупость за глупостью (мадам, а вы не забыли о том, что на календаре, вообще-то, февраль?), быть жестокой (муж принес банальные лилии вместо желаемых подснежников, какой подлец). Но Саша-Волошина  непримирима в главном: она ищет свою, не автоматическую, не общепринятую правду. Саша-Волошина действует из высших, а не низменных побуждений.

У Ольги Волошиной она незаурядна. Саша совсем не похожа на провинциальную львицу. Красивая и вневозрастная, она ходит элегантной походкой, опустив ресницы, из-под которых только раз, и  ослепит страстный взгляд. За наивно претенциозным желанием о подснежниках, даже смешным бьется в ней и ждет своего часа «душа-буря». Да и во всей Саше — Волошиной есть что-то от образа  великой женской души – разнообразной, и при всем том единственной, обещающей, прекрасной. Саша-Волошина живет, наверное, бесполезно, изнемогая в пустых мечтах, замкнутая в кругу, очерченном ее странной фантазией: ну дайте же мне подснежники в феврале. Но в стойкости этих фантазий, в их отторгнутости от житейского сказывается и духовная сила героини, цельность ее натуры, свободной от корысти и грошовых расчетов. Да не подснежники ей нужны, а внимание мужа.

Жена бизнесмена, в сущности, мелкого честолюбца и циника, она не запятнана уступками выгоде, женскому тщеславию. Отгородив себя от реальности непроницаемой стеной вымысла, она не отступится от него ради самых осязаемых и ценимых всеми жизненных благ. Деньги, наслаждения, «езда по заграницам» сами по себе не имеют для нее никакой ценности. А все ценности мира заключены в одной только любви, которая «везде одинакова, если она настоящая». Саша-Волошиной живет в несколько вымышленном, воображаемом мире. Она верит личным помыслам, где все представляется лучше правды, не потому, что боится правды, а потому, что доступная ей правда мелка, ничтожна, лишена идеалов и красоты. У нее свои понятия о том, что хорошо, а что плохо, своя мера радости и несчастья. Ее внешний ритм замедлен, малоподвижен, почти остановлен. Но там, в глубине, невидимо, скрыто идет другая жизнь, интенсивная и напряженная. Саша-Волошина погружена в него так полно, так сосредоточенно, что эта воображенная ею сфера кажется нам реальной, тогда как существующее на самом деле превращается в случайное, мнимое, не имеющее никакого значения.

Все действующие лица общаются друг с другом, разбираются в отношениях, меняют настроение. Вот Саша стоит и смотрит, только смотрит, неотрывно, сомнамбулически смотрит на Валентина. В ее душевном фокусе — он один. Разуверившаяся во всем, она обостренно чувствительна к тому, что касается Валентина. Она не упускает ни одного его движения, перемены, намерения. И все, что происходит рядом, как будто и важное и интересное, прекрасно переданное актерами, каким-то образом отодвигается. А главным, притягательным, волнующим оказывается взгляд Волошиной, ее загадочное и красноречивое молчание. Замечательны у Волошиной эти долгие зоны молчания. В них не обманешь ни мнимой значительностью, ни иллюзией переживаний, ни чувством, выданным на-гора. Не спрячешь наготу души за раскрашенные слова, заемные у других, и проверенные интонации. Здесь действует только глубина личности актрисы, ее собственный человеческий пафос, верность и чистота поэтического выражения.

Лаконизм внешнего проявления, аскетизм средств не снимает, а, напротив, усиливает динамичность внутренней жизни. В медлительности Саши — не ленивая созерцательность, а скопленная энергия. В застылости — не утишающий покой, а предгрозовая сгущенность. И если уж эта скопленная энергия прорвется словами, — в них наэлектризованность молний. Удивление и испуг в ее реакции на откровенную правду, открытую ей мужем после возвращения: кто же тот самый Валентин, который побывал в их доме в эту ночь? И где, скажите на милость, подснежники? И каждое из слов, произнесенных актерами, набирает новую высоту, сверхъестественно приподнятое, рассекает воздух, прорезает его горячим током. И в нелепости несообразного обстоятельствам наивного поиска все тех же подснежников, в разрушении нормальной логики поведения есть что-то значительное и пугающее, то перенапряжение, конденсация чувств, которые непосильны обыкновенной человеческой любви. Любовь для волошинской Саши - не только страсть, но единственный доступный способ победить быт, тягучий, принижающий, душный. Недаром в финале, когда она намеренно спокойно и уже отрешенно говорит с мужем, кажется, что она сейчас, еще не договорив, задохнется. Потому что саккумулированная в ней энергия ищет выхода и может каждую минуту ее жизни сделать последней. В этом сила Саши. И в этом же ее неизбежная трагедия.

Муж в трактовке Олега Фитингофа не ожившая иллюстрация образа бизнесмена, и не только представитель финансового класса современной эпохи. Он — человек во всем. Заботливый отец, который обеспокоен будущим дочери. Домовитый хозяин, от которого не укроется ничего, что происходит в доме. Он - воспитатель, наставник, глава семьи. И он же умный финансист, крепко стянувший в узел нелегкие ремни управления своим бизнесом. В клубке домашних страстей и трагедий он ориентируется с полной свободой. У него есть один точный компас: финансы. По этому компасу он и живет. Он готов решить любую проблему, и соответственно требует понимания от всех, с кем общается. Ум этого мужчины, ловкость сложнейших шахматных ходов (а, ну – ка, раздобудьте в феврале подснежники!) — все это только, как убеждает актер, спутники, средства, необходимые в большой жизненной игре.

Нужен последний решительный удар, чтобы действительность открылась Саше в реальном своем, беспощадном свете. Волошина стоит на фоне экрана. Прижатая к стене, неподвижная, с отброшенной назад головой и руками, распростертыми, как у фигур на распятии, она и сама кажется распятой. Еще впереди поездка в аэропорт, шлягер  «Падает снег», в исполнении Сальваторе Адамо, который поется и в 21 столетии хрипловато-глубоким, загадочным, завораживающим голосом. Но ее Саша замерла — вся напряженное ожидание, вся предвкушение встречи с Валентином. И от этого героиня становится еще более погруженная в свое, замкнутое и недоступное.

То, что в героине много земного, плотского, чувственного, не имеет ничего общего с пошлым. Ее чувственное от жизненной силы, а не от испорченности. Ее тайна не в особой изощренности, а в цельной, как земля, природе. Ее патетика смешна, потому что не сопрягается с общим прозаическим тоном. Но само чувство патетично, а не смешно, и не может не быть трагично. Она ищет идеальную гармонию, а мир варварски искажен, мир полон жадных и слабых. Им всем что-то нужно от Саши: мужу – покоя, Валентину – любви.  Но и они ничего ей не могут дать.

Самое страшное даже не в том, что он, он, которого Саша ждала всю жизнь, не любит ее. А в том, что и он, он сам, не может любить. Радужное стекло, которое заслоняло правду, разбилось вдребезги, не собрать. А может быть, и не стоит, незачем собирать. В развенчании Валентина страшная и теперь уже бесплодная разгадка всей жизни Саши. С поразительным, почти эпическим покоем Волошина медленно переводит взгляд на мобилку, в которой нет его номера. Вот он несостоявшийся рай, бывший уже совсем рядом и оставивший от себя всего только горечь очередного разочарования. И мы почти физически ощущаем мысль, которая созревает в сознании героини. В этой мысли разгадка и решение ее судьбы.

Андрей ТУЛЯНЦЕВ,
кандидат искусствоведения.

Категория: Телетеатр | Просмотров: 751 | Добавил: Dmipil | Теги: Мардань, шоу, цветы, Сальваторе Адамо, аэропорт, мелодрама, Любовный треугольник, Святой Валентин, подснежники, Кризис | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Трейлер
Поиск
Категории раздела
Цитата дня [6]
Телетеатр [25]
Календарь
«  Грудень 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Пользователи
Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Форма входа
Логін:
Пароль:

Яндекс.Метрика
Днепропетровский каталог веб-ресурсов
Copyright Dmitriy Pilipenko © 2024 | Використовуються технології uCoz