Культурные события, происходящие в нашем городе – неотъемлемая составляющая жизни большинства из нас – тех, кто интересуется культурой и старается не пропускать новые выставки, посещать театральные и кинопремьеры, а по возможности и фестивали – танцевальные, театральные, кинематографические. Но далеко не все самое интересное происходит в родном городе. Иногда не менее важное организовывают в других городах Украины и далеко за пределами нашей страны. В таких случаях нам остается радоваться завоеванным наградам днепропетровцев, когда они возвращаются домой.
Днепропетровский городской телетеатр – один из самых молодых творческих коллективов нашего города. Но это обстоятельство никак не умаляет его достижений. В его архивах уже около десятка фильмов. К тому же именно он сегодня собирает видеолетопись нашего театрального искусства. За последний год телетеатр побывал на трех кинофестивалях с фильмами «Таромское», «Невтомний світоч” (об Олесе Гончаре), „Велетень степів” (о Дмитрие Яворницком) и „Біля лавки ювеліра” по произведению Папы Иоанна-Павла ІІ. И на всех(!) получил награды, в том числе Гран-при («Куяльник-2008».
Если вы до сих пор не видели ни одного из вышеперечисленных фильмов, значит, невнимательно просматриваете телепрограммы местных каналов и не посещаете кинофестивали, проходящие в нашем городе, в частности „Днепросинема”. А фильмы заслуживают внимания в первую очередь потому, что директор театра и режиссер Ольга Волошина никогда не берет случайный материал. Ее выбор всегда обусловлен актуальностью. И правильность этого пути подтверждают не только победы на кинофестивалях, но и востребованность в родном городе.
-- Мы всегда с большим удовольствием принимаем приглашения, потому что только фестивали дают возможность определить свое место в украинском кинопространстве, -- говорит Ольга Дмитриевна, -- понять, в какую сторону движемся, нужны ли наши фильмы. И оказывается, что практически никто сегодня не работает в таком формате – соединении документалистики и игровых моментов. К тому же, только единицы в Украине снимают кино такого большого хронометража. Это связано, в первую очередь с финансовыми проблемами. Не секрет, что государство не поддерживает кинопроизводство в том объеме, в котором необходимо, а ведущие телеканалы, имеющие возможности, ориентируются в основном на телесериалы. Коммерческому кино никто не указ – каждый снимает то, что считает нужным. Мы же ориентируется на темы, которые волнуют людей.
-- Вы говорите о востребованности ваших фильмов. Кто ими интересуется и где их можно увидеть?
-- Сегодня в основном их видят зрители кинофестивалей, студенты вузов, где мы организовываем премьерные показы, и школьники. Некоторые можно увидеть на местных телеканалах. К слову скажу, что после просмотра фильма об Олесе Гончаре преподаватели интересуются, есть ли у нас фильмы о Лине Костенко, Иване Багряном, Валерьяне Подмогильном. Значит, мы на правильном пути.
-- Многие театральные и кинорежиссеры все чаще обращаются к материалу развлекательного характера. Как вы к этому относитесь?
-- Развлекать – это не главная задача искусства, наверное, поэтому мы со своим зрителем говорим на серьезные и вечные темы – об истории, духовности, памяти, семейных ценностях и многом другом. Ведь мы ответственны за то, что, кому и о чем говорим.
-- Поделитесь, пожалуйста, впечатления о международном телевизионном фестивале «Открой Украину», где вы получили третье место за фильм-размышление «Велетень степів» и диплом Министерства культуры Украины.
-- Фестиваль объединил участников из четырех стран – Белоруссии, России, Украины и Грузии. Было интересно увидеть себя в таком контексте глазами других. Кроме того, что нас отметили дипломом, наша продукция многих заинтересовала.
-- Скажите несколько слов о фильме о голодоморе «Чорна сповідь».
-- Фильм создавался по заказу управления культуры нашей области. В его основе события, происходившие на Днепропетровщине. Меня пригласили как режиссера. Были также задействованы киевские творческие силы, представители Союза кинематографистов.
-- Как вы лично оцениваете необходимость подобных фильмов?
-- Это делать нужно для того, чтобы никогда больше такое не повторилось.